Музейная педагогикав образовательном процесседошкольного учреждения
(из опыта работы МБУ детского сада №116 "Солнечный")
|
Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая связь с исконными корнями культуры и быта нашего народа, все меньше становится истинных патриотов Отечества, любящих свою Родину, знающих истоки русской народной культуры и умеющих ценить и охранять данное нам нашими предками.
Гражданственность, патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что, в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Вот почему так необходимо именно с раннего детства прививать духовный, творческий патриотизм, пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Актуальность создания в дошкольном учреждении музея обусловлена рядом причин. Как показывают результаты диагностики, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Причина в том, что в действующих Программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщенно, а средства и методы решения данных задач не обозначены. Окружающая действительность (особенно в городе) также не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре.
такие выставки рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется серьезная грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Полагаем опрометчивым утверждение многих воспитателей, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям. Часто воспитатель упускает важные смысловые оттенки или просто пересказывает русские народные сказки на современном русском языке;
недооценивает присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители часто воспринимают народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Очень сложно донести до понимания детей (особенно в условиях города) особенности крестьянского труда. Эта задача, предусмотренная также типовой Программой, может быть решена только формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.
Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня – не пассивный объект воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога с ней. Под музейной педагогикой мы понимаем направленное воздействие на дошкольника музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от вещи (экспоната) и воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции.
Еще одной серьезной проблемой является недостаточный уровень знаний традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, который отмечается у большинства педагогов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что приобщение современных детей к истокам русской народной культуры значительно осложняется без создания в Учреждении определенной развивающей среды. Эффективным средством создания такой среды мы выбрали музей. Выбор сделан не случайно: ведь именно посредством «музейной педагогики» можно помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык. Осознание коллективом нашего Учреждения необходимости создания музейно-образовательной среды породило желание реализовать идею.
Инициатор создания музейного уголка в "Солнечном"
и его руководитель -
заведующая МБУ детского сада №116
Екатерина Георгиевна Ладыка.
Этапы по созданию музея в нашем учреждении.
1 этап – поисково-исследовательский.
На этом этапе совместно с родителями собирались экспонаты для будущего музея. Но поскольку специально отведенного места для музея еще не было, было принято решение организовать на территории педагогического кабинета «уголок старины», куда и были помещены первые экспонаты
2 этап – проектировочный.
На этом этапе был разработан проект музея на территории прогулочной веранды, на месте которой и получился впоследствии музейный уголок – изба «Займище».
3 этап – этап организационно-технической реализации проекта.
Этот этап можно назвать строительством или возведением здания: были заложены, утеплены и обиты бревенчатой вагонкой стены; оформлен музейный уголок согласно требований устройства жилища древних славян (подклеть, сени, горница); составлен каталог экспонатов в соответствии с их расположением (красный угол, бабий кут, печь, конник и т.д.)
4 этап – этап организационно-методической реализации проекта.
На этом этапе создана нормативно-правовая база («Положение о музейном уголке «Займище», «Положение о творческой группе музейного уголка»); разработана система мероприятий по организации работы творческой группы музейного уголка. Оформлен материал по темам: «Русский дом», «Народная обрядовая кукла», «Православные праздники», «Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы: «Бессонницы», «Зайчик», «Коляда».
5 этап - освидетельствование авторского права на педагогическое изобретение.
На этом этапе составлен пакет документов, необходимых для представления на освидетельствование авторского права: свидетельство на признание ДОУ образовательной площадкой; производственное свидетельство (авторское право на дизайн музейного уголка).
Торжественное открытие музейного уголка «Займище» состоялось в октябре 2012г.
Одним из основных направлений работы нашего Учреждения стало формирование у воспитанников социокультурной компетенции посредством «музейной педагогики» через организацию поисковой, исследовательской и просветительской работы.
Социокультурную функцию приобщения воспитанников и их родителей к истокам русской народной культуры, систематизации знаний детей, углубления и интерактивного усвоения достаточно эффективно выполняет музейный уголок «Займище».
Согласно Положению о музейном уголке, он способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, в духе патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы через предмет.
Работа музейного уголка осуществляется творческой группой, действующей на основании «Положения о творческой группе музейного уголка» через поисковую, исследовательскую и просветительскую работу по приобщению детей и их родителей к истокам русской народной культуры.
В рамках деятельности творческой группы музейного уголка проводятся следующие мероприятия:
1. Сезонные мероприятия
• «Осенины – благодарение Матери-Земли»
• «Масленица. Встреча Весны»
• «Красная горка»
• «Зеленые святки»
2. Открытые занятия по направлению «Беречь все то, что делает нас россиянами»
Экскурсии в музейный уголок
• «Мы живем в России»
• «Как жили люди на Руси»
• «Как на масленой неделе»
• «В гости к хозяюшке»
• «Ярмарка»
• «Семейные обычаи на Руси»
• «Сказка, к нам приходи, о правах нам расскажи»
• «Наша добрая Матрешка»
• «Русская Матрешка»
• «В гости к бабушке Матрене»
• «О музее родного города»
• «Гармошечка-говорушечка»
• «Россия, Россия, края дорогие»
• «Дымковская игрушка»
• «Роспись головного убора»
• «На колядки собирались и в зверей мы превращались»
3. Мастер-классы:
• «Народная игрушка» - изготовление кукол из ткани для детей старшего возраста.
• «Крашенки» - украшение пасхальных яиц разными способами (ср., ст. и подг. гр.)
• «Жаворонки» - изготовление птиц из соленого теста, ткани, бумаги (для детей старшего возраста)
• «Кукла-оберег» (для детей подг. гр.)
4. Конкурсы:
- «Конкурс сказителей» для педагогов Учреждения
- «Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения.
5. Музейные пикники – ежегодная региональная культурная акция, продвигающая проекты, направленные на развитие территории
• «Зимний музейный пикник» (Диплом победителя. Проектная идея «Традиционная семья и материнство в фольклоре»)
• «16-ый музейный пикник – Проект «Кукла – лицо эпохи» (кукла как предмет детской субкультуры, универсальный идеальный объект, выразитель мировоззренческой позиции конкретной исторической эпохи). Проект подготовлен совместно с кафедрой теоретической и прикладной психологии ТГУ и удостоен спецприза от Программы Ольги Гога «От увлечения к мастерству» (БФ «Духовное наследие» им. С.Ф. Жилкина»)
• «Музейный пикник». Номинация: «Игра слов». Проект «Ярмарочный балаган», направленный на активизацию содержательной коммуникации людей в пространстве праздника.
Обмен опытом работы осуществлялся через публикации на официальном сайте Учреждения, в СМИ, через участие в различного уровня конференциях, семинарах.
6.Создание мини-музеев в группах Учреждения
- "История создания игрушки"
- "Старинные и современные обереги"
- "Мини-музей новогодней игрушки"
- "Матрешки разных национальностей"
- "Мини-музей современных машин"
7.Участие в конференциях:
• Международная НПК «Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании» (Диплом участника МНПК Ладыка Е.Г.
• 4-ая МНПК «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» . Публикация Е.Г. Ладыка «Использование ремесленного и ручного труда в рамках музейной педагогики» (с.222-223).
• Международная заочная практическая конференция «Вторая Международная педагогическая ассамблея» . Ладыка Е.Г. «Интеграция различных направлений учебно-воспитательной работы ДОУ средствами музейной педагогики» (Свидетельство № 050111-025, которое может рассматриваться как факт апробации основных результатов научного исследования автора)
• Всероссийская НПК «Современное качество образования: общественные ожидания и социальный заказ»
8. Участие в проектах и конкурсах на различных уровнях:
- Участие во Всероссийском конкурсе "Росточек: мир спасут дети" инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста" - МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью за комплект материалов "Традиции истории: растим гражданина". Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
- Участие во Всероссийском конкурсе "Патриот России" - МБУ детский сад №116 "Солнечный" награжден Золотой медалью. Автор - заведующая МБУ №116 Екатерина Георгиевна Ладыка.
- Участие во Всероссийском конкурсе "Подвижные игры народов России" - МБУ детский сад №116 "Солнечный", а так же заведующая МБУ Екатерина Георгиевна Ладыка и инструктор по физической культуре Светлана Владимировна Рыбалкина были награждены Дипломами участников.
9. Организация городских мероприятий по данному направлению на базе МБУ №116 "Солнечный"
Мастер-классы для педагогического сообщества города:
• «Орнаментальные сказки»
• «Кукла в русской традиции»
• «Муромские ребята»
Педагогам города были предложены рекомендации по созданию мини-музеев в группах образовательного учреждения.
10.Повышение профессиональной компетентности педагогов учреждения в рамках музейной педагогики
Повысить уровень профессиональной компетентности педагоги имеют возможность на консультациях, тематических педсоветах, мастер-классах для сотрудников и родителей; на конференциях, семинарах.
В 2020 году состоялся тематический педсовет «Использование методов этнопедагогики в развитии детей дошкольного возраста». Большой интерес вызвали доклады и сообщения коллег, содержание которых отражает достаточно высокий уровень владения поисково-исследовательскими навыками:
• «Историческая культура и традиции народной педагогики, основные направления, задачи, содержание»
• «Музейная педагогика как раздел этнопедагогики: методы и приемы работы с детьми»
• «Особенности метода «погружения в среду» как основной метод музейной педагогики»
• «Применение метода музейной педагогики в направлениях: физкультурно-оздоровительном, интеллектуальном, социально-нравственном, художественно-эстетическом»
В течение года для педагогов и родителей были подготовлены и проведены тематические консультации:
Для педагогов: «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»
Для родителей: «Пословицы, поговорки, прибаутки – проявление народной мудрости в воспитании детей», «Дети рисуют историю», «Формирование нравственно-патриотического чувства дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края».
Просветительская работа осуществлялась через организацию и проведение мастер-классов для сотрудников «Народная игрушка» (обучение изготовлению кукол и птиц из различных материалов, обучение украшению изделий); через совместно проводимые с родителями мероприятия, в частности, ставшими традиционными «Посиделки «Бабушкин сундук»», где в отчетном году участники делились опытом вышивания разными способами.
В 2021 году педагогические работники Учреждения проходили курсы повышения квалификации по программе дополнительного образования "Дошкольная педагогика краелюбия" в объеме 6 часов.
11. Взаимодействие с социальными партнерами Учреждения.
Работа творческой группы музейного уголка осуществляется совместно со студентами Тольяттинского государственного университета по совместному плану работы в музейном уголке.
-Согласно плану совместной работы, студентами были разработаны и апробированы с детьми нашего Учреждения конспекты тематических занятий, досуговых развлечений в музейном уголке "Займище".
- усилиями творческой группы музейного уголка «Займище» детского сада «Солнечный» совместно со студентами художественно-графического факультета ТГУ была организована городская выставка "Древо мифов Самарской Луки" в рамках просветительской Акции "Изучаем наследие родного города"
- в канун новогодних праздников была организована выставка «Кукла – хранитель традиций и берегиня семьи», основной целью которой было психолого-педагогическое просвещение по историко-этнографическому направлению образования и интеграция усилий различных культурных и образовательных учреждений города.
- на базе музейного уголка "Займище" был организован «Конкурс сказителей» для воспитанников Учреждения с участием известного специалиста по геокультурным территориям, почетного гостя Ю.К. Рощевского.
Показателем эффективности работы ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, формированию духовного начала является Диплом Лауреата конкурса им. Леонида Изотовича Рувинского в номинации «Детский сад духовности и гуманизма»
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.