Здоровье воспитанников
Самое важное как для родителей, так и для педагогов это то, что ребенок должен расти здоровым. На этапе дошкольного детства для детского сада главные задачи - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а так же обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка. Контингент воспитанников "Солнечного" - дети дошкольного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) - нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения речи, поэтому здоровьесбережение, профилактика и коррекция недостатков психическом и физическом развитии у детей дошкольного возраста - основные виды деятельности Учреждения. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в учреждении строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.
Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактика и коррекция двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания
• готовность к сотрудничеству со взрослым
• стимуляцию речевого развития ребенка.
Если дети поступают в детский сад 2 - 4 года (что считается оптимальным по времени начала коррекционной работы в условиях детского сада) пропедевтическая работа 1 этапа осуществляется в период от 2 до 5 лет. Если дети поступают в более старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно инструктором по физической культуре, логопедом, воспитателем.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
Отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения уровня развития детей и дифференцируется по следующим направлениям:
Задачи: |
Содержание |
Коррекционная реабилитация двигательной сферы дошкольников |
-разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела -укрепление мышечного корсета -формирование правильной осанки -коррекция плоскостопия |
Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности |
- развитие и тренировка механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; |
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций |
- развитие сферы образов-представлений; |
Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков |
- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); |
Формирование ведущих видов деятельности |
- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности ; |
Коррекционно-развивающая работа осуществляется на основании рекомендации ПМПК в тесной взаимосвязи воспитателя с инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников.
Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счет:
• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
• введения специальных видов помощи, а именно:
- использование специального нестандартного оборудования во всех режимных моментах;
-проведение индивидуальной работы с детьми по заданию инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя- логопеда.
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.