Завершается Год педагога и наставника, в ходе которого вопросам воспитания и обучения уделялось много внимания. Детство имеет самостоятельную ценность, поэтому требуется особое отношение к его проблемам и потребностям. Детство - не просто период подготовки к взрослой жизни, в ходе которого закладывается база навыков, востребованных в дальнейшем, а полноценная самостоятельная жизнь личности в сообществе людей. При этом, безусловно, зона ближайшего развития в соответствии с отечественной культурно-исторической теорией, определяется взрослым. Важно отметить, что сейчас в приоритеты деятельности педагога выходят задачи воспитания, постольку особенности и наполнение личности и определяют специфику его развития, да и жизненный путь в целом.
Именно этим вопросам была посвящена встреча педагогического коллектива с заведующим лабораторией практической педагогики и психологии Академии образования и искусств имени Святителя Алексия, Малышевой И. В., которая состоялась 25 декабря. На встрече обсуждались вопросы воспитания детей в современных условиях, что сопряжено со специфическими вызовами, часто новыми и трудно осмысляемыми. Ирина Владимировна сделала обзор последних научных публикаций ведущих специалистов московского Института изучения детства, семьи и воспитания РАО - ведущего научного учреждения, определяющего стратегические приоритеты развития воспитания в России, являющегося координатором государственных программ и проектов в области воспитания.
История Института изучения детства, семьи и воспитания началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР. Его основателем и первым директором стал советский психолог, доктор педагогических наук Александр Запорожец. В 1992 году НИИ был переименован в Исследовательский центр семьи и детства. С 1998 по 2004 годы научная организация носила название Института дошкольного образования и семейного воспитания. Позднее он был реорганизован в Институт психолого-педагогических проблем детства. Затем в результате объединения Института психолого-педагогических проблем детства, Института социальной педагогики и Института семьи и воспитания был создан Институт изучения детства, семьи и воспитания.
Изучая основные направления научно-исследовательской деятельности института, можно понять какие педагогические задачи выходят на первый план, а предлагаемые институтом методические разработки способствуют нахождению путей и способов их решения.
Большой интерес у педагогов вызвали публикации доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО, главного научного сотрудника института, Слободчикова В.В., посвященные взрослению человека в пространстве образования. В них автор утверждает, что очень важно определять цель педагогической деятельности, ведь сам предмет педагогики есть не цель, а средство. Основная цель – это «становление субъектности» и «организация ценностно-смыслового и организационно-деятельностного самоопределения в условиях детско-взрослой образовательной общности». В качестве характерных черт современности, препятствующих достижению задач воспитания, Слободчиков В.В. выделяет тотальную инфантилизацию, толерантность к злу, блокировку взросления и соответствующей ему ответственности.
Еще одной проблемой, с которой постоянно приходится сталкиваться педагогам, является растущая агрессивность в детской среде. В статье ведущих сотрудников Института изучения детства, семьи и воспитания, кандидатов педагогических наук, Адрияновой Р.А. и Лобынцевой С.В. «Отечественный опыт профилактики агрессивного поведения», дается подробный анализ 226 диссертаций и 50 научных работ, посвященных данной теме. Отмечается, что за последнее десятилетие изменились формы проявления детской агрессии, что требует некоторого пересмотра подходов и методов ее профилактики. Особое внимание предлагается уделять не только развитию коммуникативных навыков, но и эмоциональной компетентности, формированию конструктивных моделей реагирования в ситуации агрессии, регуляции поведения и трансформации агрессивных импульсов в приемлемые формы, формированию ценностей и установок, умению адекватно оценивать свои и чужие поступки.
В круг обсуждаемых на встрече вопросов вошли также проблемы формирования цифровой культуры, пути обретения безопасности детства, специфика трансформации семейных ценностей. Встреча завершилась дискуссией о влиянии гаджетов на формирование внутреннего мира ребенка и детско-родительские отношения.