Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Конвенция ООН о правах инвалидов
Статья 79. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья»
Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи»
Приказ Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изм. от 25.02.2019 (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155")
Организация обучения детей с ОВЗ
Термин «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» в детских садах появился недавно. Это правовое понятие ввёл федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
ФЗ № 273 определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий, это дети:
- с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);
- с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);
- с тяжелой речевой патологией (ОНР I, II, III уровня, дизартрия);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса детей с ОВЗ. ПМПК работает в двух направлениях: обследует детей, даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в образовательных организациях.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях учреждения осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Они отслеживают эффективность обучения детей в соответствии с рекомендациями ПМПК, результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ.
Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Термин «инклюзивное образование», имеющий самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ, в нормативной базе Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе федерального уровня такого понятия не было.
В ФЗ № 273 вводится следующее определение: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу комбинированной направленности, в группу общеразвивающей направленности.
Глобальная цель инклюзивного образования – создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и результативного образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Источник: http://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
Психолого-педагогический консилиум (ППк)
С целью выявления особых образовательных потребностей детей в Учреждении организована деятельность психолого-педагогического консилиума, в рамках которого осуществляется система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса. Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов в системе сопровождения: «специалист-ребенок-родитель-специалист».
Деятельность консилиума Учреждения заключается:
· в постановке психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
· консультации родителей (законных представителей), воспитателей, специалистов Учреждения по вопросам профилактики, а также организации психологической помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями;
· в подготовке документов на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью подтверждения возможных проблем в обучении и развитии, определения адекватной формы обучения, а также в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребёнка.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
Областная (городская) психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит освидетельствование детей раннего, дошкольного и школьного возраста. В составе комиссии работают: детский врач-психиатр, врач-педиатр, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, а также учителя-логопеды.
Обследование ребёнка проходит в присутствии родителей или лиц, их заменяющих (законных представителей), которые должны иметь при себе паспорт.
Для прохождения ПМПК необходимо подготовить пакет документов:
Для приема ребенка в группу компенсирующей направленности, необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Перечень документов для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии:
-справка от врача-психиатра (от 3.6 лет),
-заключение врача-невролога,
-заключение врача-отоларинголога,
-заключение врача-окулиста,
-заключение врача-ортопеда,
-выписка из истории развития ребенка от врача-педиатра,
-психологическое представление,
-логопедическое представление,
-свидетельство о рождении,
-паспорт законного представителя ребенка (копия),
-справка об инвалидности - при наличии (копия),
-педагогическая характеристика от воспитателя,
-творческие работы (3 рисунка в разной технике).
Внимание!!! Педагогическая характеристика, психологическое и логопедическое представления должны быть заверены подписью заведующего и печатью образовательного учреждения.
ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является основанием для зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности.
Консультации и рекомендации логопедов:
Консультация "Родное слово –основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний"
Рекомендации "Зарядка для язычка"
Картотека игр и упражнений на развитие фантазии и речевого творчества для детей с НОДА
Консультация "Игры в логопедической работе с детьми с НОДА"
Консультация "Развитие графомоторных навыков у детей с НОДА"
Консультация "Как развивается речь у детей с НОДА"
Лекторий "Использование дыхательной гимнастики на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
Мастер класс для родителей: «Звуковой анализ слова - главная задача при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ТНР »
Мини-лекция : «Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники»
Консультация : «Книжки-малышки как эффективное средство речевого развития»
Круглый стол: «Как закрепить правильное произношение звуков?»
Практикум: «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»
Речевая газета: «Чем опасны проблемы с речью»
Консультация: «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультации и рекомендации психолога
Консультация "Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ"
Консультация "Арт-терапия для детей с ОВЗ"
Лекторий "Дошкольники с ОВЗ, какие они?"
Рекомендации "Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация "В детский сад без слез"
Рекомендации "Готовность к школе и условия успешного обучения"
Консультация "Если ребенок агрессивный"
Консультация "Если ребенок испытывает чувство страха"
Консультации и рекомендации инструктора по физической культуре
Консультация "Укрепляем здоровье детей"
Консультация "Большие проблемы маленьких детей"
Рекомендации "Как сохранить осанку ребенка"
Внимание!
Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада №116 «Солнечный» строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных работников и несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) МБУ детского сада №116 «Солнечный» запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.